Суббота, 04.05.2024, 14:01
Муромцевская средняя общеобразовательная школа №1
Приветствую Вас Посетитель | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Какой урок вам больше всего нравиться?

Всего ответов: 61
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Довоенные годы 
 
Первое здание нашей школы было построено в 1907 году купцом Павлом Михайловичем Ширяевым. Двадцать лет спустя открылась первая семилетняя школа.

 До 1937 года в Муромцево была открыта школа-семилетка, однако жизнь настоятельно требовала в условиях расширяющегося социалистического строительства более образованных людей. Поэтому в 1937 году было принято решение открыть среднюю школу. 7 августа в районной газете «Знамя коммунаров» появилось объявление: «Муромцевская средняя школа приступила к подготовительным работам и испытаниям. Принимаются заявления в 8 и 9 классы средней школы». Таким образом учебный год стал первым для измененного статуса школы. Те, кто мечтал о дальнейшей учёбе в вузах, техникумах приезжали в Муромцево, жили на квартирах.

Перед войной в школе обучалось 707 человек, среди учащихся было: 346 пионеров, 250 октябрят, 97 комсомольцев.

Счастливая, но трудная судьба выпала на долю предвоенного поколения. В 1939 году школа выпустила свой первый десятый класс: Балдина Ольга, Брицкая Нина, Гладцкова Аннета, Гладцкова Мария, Заведеева Феодосия, Костюк Андрей, Никитина Устинья, Поляков Семён, Ренге Лилия, Степушкина Зоя, Сергеев Григорий, Фомина Людмила, Шот-Четович Станислав.

В конце июня состоялся выпускной вечер десятиклассников. Ребят приветствовали представители райисполкома и райкома партии Серков, Ерофеевский. Дирекция школы каждому выпускнику преподнесла в подарок библиотеку художественной литературы. После собрания прошёл школьный бал, счастливы были ребята, ибо уверенно смотрели в своё будущее.

Интересно сложилась судьба первых выпускников. Поляков Семён и Костюк Андрей уехали учиться в Ленинградскую военно-медицинскую школу, Сергеев Григорий – в военное училище, Шот-Четович Станислав поступил в Свердловский металлургический институт, Ренге Лилия и Гладцкова Аннета – в педагогический институт города Омска.

Естественен выбор ребят того поколения: профессии учителей, врачей, защитников Родины были наиболее престижными. Удивляет другое, что они спокойно могли ехать в далёкие от захолустного по тем временам села Муромцево в любой город страны, чтобы получить высшее образование. Естественно, что в этот период дети не только учились, но и участвовали в  художественной самодеятельности, занимались трудом, помогали колхозникам.

 
Школа и война
 
 

Школа в 1941 году продолжала свою повседневную жизнь. В ней обучалось 596 учеников, комсомольцев было 69, пионерия объединяла 297 учащихся. Особое внимание уделялось успеваемости, а также физической закалке и военному делу. Скупые строки отчётов свидетельствуют, что проходили утренники, ставились пьесы, разучивались танцы, проводились пионерские сборы, учащиеся три раза ставили концерты в клубе. Педагогический коллектив был молодым по возрасту, и чему можно было позавидовать, из 35 учителей 25 были мужчины. Настолько высок был престиж профессии среди взрослых и детей, поддержка со стороны партии и Советской власти, что юноши без колебаний шли работать в школу.

Учились в три смены. Электрического света не было ни утром, ни вечером. Керосиновая лампа, принесённая из дома, на время помогала, но решить всех проблем с освещением не могла. Поэтому уроки планировали так, чтобы в тёмное время суток можно было заниматься устными предметами, а при свете дня – письменными. В зимнее время учились в одежде, т.к. печки мало приносили тепла, их топили сырыми дровами. Писали на старых журналах без иллюстраций, на газетах, в ход шли все запасы красителей и сажа.

 Но коллектив учителей самоотверженно переносил все трудности военных лет.

Грызунов Григорий Алексеевич, возглавлявший школу перед самой войной, в 32 года ушёл на фронт со своими выпускниками и коллегами. Друг за другом из каждого школьного выпуска уходили семнадцатилетние мальчишки бить фашистов. Все юноши 25-26 годов рождения надели солдатские шинели:
 
Свирин Валентин
 Васютин Иван
 Шишкин Алексей
 Бархатов Константин
 Сербаев Михаил
 Лебёдкин Абрам
 Тихонов Георгий
 Дороненко Александр
 Косаткин Анатолий Болдарыв Виктор и другие.

 

Где-то на западе гремели взрывы, а в Муромцево приходили редкие письма о фронтовых буднях. Здесь у бойцов остались дети, которые должны были жить в мире, отцы в это верили.

Поэтому и осталась жива школа. Старших десятиклассников стало меньше, в основном девчонки. Остались два девятых и два десятых класса.

Военные годы для школы были не легкими, ребята длительное время работали в местном колхозе, сушили картофель, собирали теплые вещи бойцам, средства на постройку танковой колоны «пионер», занимались тимуровским движением.

Протоколы педагогических советов свидетельствуют о нехватке одежды, обуви, письменных принадлежностей, но в этих условиях школа жила надеждой на окончание лихой годины.

Удивительно, но все предметы изучались в войну.  В школе работали пять эвакуированных из Ленинграда учителей. Они преподавали немецкий, географию, математику и работали в начальных классах. Добрую память о себе оставили: Зорькина Мария Ивановна, Малыхина Надежда Александровна, Малыхин Николай Иванович.

Замечательным литератором была Клара Яновна Сандер, а о химике Петре Алексеевиче Лазореве ходили легенды. Когда выпускники сдавали вступительные экзамены по химии в вузы, то экзаменаторы, узнав, у кого учились ребята химии, по билету даже не спрашивали.

Ещё дети помогали фронту: собирали деньги на танковую колонну. В 1942 году девочки шили и вышивали кисеты, вязали бойцам носки и варежки, растили табак и махоркой в кисетах отправляли на фронт, на ту часть, где служили родные люди. Времени на шалости, прогулки у ребят не было.

Всем селом провожали с плачем и рыданиями парней, и так продолжалось долгих четыре года.

При всей сложности быта ребята не забывали о художественной самодеятельности. В кинотеатре устраивались концерты, которые включали в себя сценки из пьес, чтение стихов, в основном на военную тематику, игру на гитаре, гармонии, пение под них. Готовили все номера под руководством учителей, вожатых или десятиклассников. Концерты проходили при переполненных зале и фойе.

С 1943-1944 годов ребят старшеклассников становилось всё меньше и меньше, т.к. после окончания седьмого класса одни уходили в училища военного профиля, другие – в фабрично-заводские училища.

Многие муромчане сложили головы на полях сражений. Их ждали дома, а приняла чужая земля. Старший лейтенант Грызунов Григорий Алексеевич погиб геройски под Ленинградом 17 августа 1943 года в боях за свою Родину.

Белобородов Михаил погиб в 1943 году при форсировании Днепра.

Сибируев Владимир погиб в бою за Сталинград 7 сентября 1942 года, ему было 19 лет.

Уже в мирном мае 1959 года напоминанием о войне за долгих 30 лет стало решение районного совета пионерской организации о присвоении пионерской дружине Муромцевской средней школы №1 имени А. Матросова, накрывшего собою вражеский пулемёт.

  

На новом этапе

 
 

Окончилась Великая Отечественная война, наступило мирное  время. Многое нужно было восстанавливать, помогать другим областям страны. И муромчане понимали, что от их труда также зависит многое. Райком КПСС и райисполком уделяли неослабное внимание проблемам образования, оказывая необходимую помощь. Расширялась сеть школ, но по-прежнему наша школа оставалась центром педагогического мастерства и передового опыта.

Педагогический коллектив особое внимание уделял качеству образования, воспитанию учащихся. Приказы отражают реальное сочетание различных форм наказания и поощрения учащихся. Например, за неуспеваемость могли перевести из старшего класса в младший, исключить из школы на неделю, месяц и даже год, но в любом случае, если ученик осознал свой проступок, он имел право возврата в школу. И это было во многом объяснимо, ведь большинство детей послевоенного поколения росло без отцов, матери работали, в семьях было по несколько детей и не до всех доходили руки. Поэтому не случайно, что в школе самое серьёзное внимание уделялось военному делу, заколявшему и дисциплинируевшему мальчишек.

10 августа 1946 года приняты военными преподавателями демобилизованные из армии Брицкий В.А. и Косьянчук С.М. В этот трудный период школа находила скромные возможности поощрения хорошо успевающих учеников ценными по тем временам подарками. Одной из ушедших форм поощрения был перевод отличников в вышестоящий класс без испытаний.

В 50-е годы в районе необходимо было решать проблему обеспечения собственными кадрами всех отраслей народного хозяйства.

С 1957 года школа стала работать по новому учебному плану, в который были введены новые предметы: основы производства, учебно-производственная практика. Учащиеся могли на выбор посещать профессиональные курсы, например, овладеть профессией шофёра, тракториста. Это требовало укрепления материальной базы школы и в перспективе строительства нового, более вместительного здания.

Проходили традиционные вечера встреч  под девизом «Все работы хороши – выбирай на вкус».

В 50-е годы уходит славная история ученической производственной бригады школы, долгое время она по праву была одной из лучших не только в районе, но и в области.

Особенности этого времени – приток новых молодых учителей в школу.

 

В 1962 году завершается строительство типовой средней школы, которая по тем временам считалась довольно современной и, главное, вместительной. Осуществлял строительство тогда ещё молодой прораб Архипов Станислав Васильевич. В 1963 году начинается строительство интерната. Школа сама себя обеспечивала всем необходимым для нормальной работы. Имелась электростанция. Обогревала школу своя собственная котельная, имелась теплица, вместительный гараж. Всем обширным хозяйством школы руководил долгие годы Лазарев Алексей Степанович.

Жизнь школы не затихала круглый год. По окончании учебных занятий часть детей была задействована на площадке, другие отрабатывали производственную практику на предприятиях райцентра. С большим удовольствием учащиеся ехали в производственную бригаду на «Гришаново». 60-е годы – расцвет художественной самодеятельности школы. Коллективы учащихся и учителей постоянно занимали в смотрах первые места, выезжали показывать своё мастерство не только в селах района, но и в Омске.

Конец 60-х – начало 70-х годов – освоение учащимися просторов нашей Родины. Неутомимый энтузиаст туризма Земляницына Любовь Ивановна заразила им сотни ребятишек.

Педагогический коллектив по-прежнему видел свою главную задачу в качестве знаний учащихся. И это давало свои результаты. В 1965 году семь учащихся окончили школу с серебряной медалью. В 1966 – двое с золотой, трое с серебряной. Такого взлёта больше не было.

 

Менялись времена, менялась и школа. Современное здание нашей школы было сдано в эксплуатацию в 1963 году. В строительстве школы принимали участие ученики старших классов и недавние выпускники. Это был прекрасный подарок для учителей, учеников и их родителей.

 

Новая страница в жизни школы

 
 

Есть чем гордиться школе. За долгие годы своего существования она дала путёвку в жизнь тысячам юношей и девушек.

В школе особое внимание уделяется работе с одаренными детьми, которым предлагаются углубленные возможности для обучения.          Учащихся школы – постоянные победители районных олимпиад по математике, информатике, экономике, английскому языку, географии и другим предметам. Они защищают честь района на областных олимпиадах.  Полученные знания подтверждаются итогами поступления в высшие учебные заведения.

Школа славится также и спортивными традициями. Особенно сильны футболисты и хоккеисты, которые являются постоянными победителями и призерами областных соревнований на приз клубов «Золотая шайба», «Кожаный мяч». Так в текущем году учащиеся школы Агибалов Денис, Назаров Иван, Ильин Андрей, выступая за сборную области по хоккею с шайбой, заняли второе место среди сельских команд России.

Особое внимание уделяется разборке целевых программ по основным направлениям жизни школы. В рамках программы оздоровления открыт медицинский кабинет, где работают  стоматолог и детский врач. Для детей, освобожденных от занятий физкультурой, созданы специальные медицинские группы, организовано калорийное питание и углубленный медицинский осмотр.

Имеется программа по патриотическому воспитанию учащихся и профилактике правонарушений.

Эффективно работает Совет школы. Важное значение придается созданию условий для успешной   работы коллектива школы. Заменена отопительная система, проведен капитальный ремонт 1 этажа и части 2 этажа, спортивного зала, зала столовой, мастерских.

Школа поддерживает тесные связи с трудовыми коллективами, учреждениями культуры, ветеранами педагогического труда, выпускниками.

 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Полезные ссылки
  • Министерство образования и науки РФ

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

  • Сайт системы образования Омской области

  • Омский образовательный портал

  • РИАЦ Омской области

  • Институт развития образования Омской области

  • РИМЦ Муромцевского района
  • Copyright MyCorp © 2024